Целью данной статьи является систематизация сформировавшихся к настоящему времени новых паттернов поведения, новых явлений и болезней, возникших в связи с виртуализацией жизни человека. Часть этих процессов имеют явно негативные проявления, другие нуждаются в дополнительном наблюдении и изучении на протяжении определенного времени.
Постоянное нахождение в электронном мире и возможность беспрепятственного доступа к виртуальному пространству породили целый ряд зависимостей. На наш взгляд, одной из наиболее опасных, угрожающих благополучию человека, является селфимания. Феномен селфи представляет собой новую социальную эпидемию, которая оказывается на перекрестке интернет-аддиктологии и интернет-суицидологии [5]. Сам по себе селфизм, безусловно, не является болезнью, но в определенных ситуациях пристрастие к селфи, приобретшее крайние формы, может быть охарактеризовано как психическое расстройство – патологический селфизм. Наиболее опасной формой селфизма является экстремальный селфизм, когда пользователь сети стремится покорить публику шокирующими, пугающими фотографиями, запечатлевая себя на фоне экзотических мест, в травмоопасных условиях. Ценой экстремальных рискованных селфи может стать жизнь человека и попытка привлечь внимание к собственной персоне превращается в непредумышленное самоубийство – селфицид.
Эмоциональное расстройство, являющееся вариантом течения ипохондрического расстройства, - киберхондрия – проявляется навязчивым поиском в интернете медицинской информации о реальных или мнимых симптомах, свидетельствующих о наличии заболевания. Серфинг в интернете вместо обращения к врачам может привести к неверной оценке реальных симптомов заболевания и негативному развитию ситуации. Для физически здоровых людей легкая форма киберхондрии чревата излишними расходами на ненужные обследования и лечение несуществующих болезней. Отрицательное воздействие сети проявляется в том, что расширяется движение «антипрививочников», от действий которых могут пострадать добросовестные члены общества, понимающие важность прививок, и массовые заболевания, которые, казалось бы удалость побороть, могут появиться снова. Киберхондрики нередко становятся интересным сегментом для интернет-маркетологов, продвигающих биологически активные добавки под видом лекарств, нетрадиционные методы диагностики и лечения.
Симптомы киберхондрии выявлены специалистами и их не следует игнорировать:
- частое и чрезмерное использование Интернета для поиска информации о болезнях;
- повышенное чувство тревожности по поводу своего здоровья;
- склонность самостоятельно связывать общие симптомы с серьезными болезнями без соответствующего диагноза врачей;
- быстрый переход от подозрения до уверенности в наличии болезни после чтения соответствующей информации;
- регулярный поиск медицинских онлайн-тестов;
- недоверие к обычным врачам;
- недовольство компетенцией медицинского сообщества;
- постоянное слежение за основными показателями состояния организма (пульс, дыхание, температура, кровяное давление);
- частая смена лечащих врачей;
- ухудшение физического состояния после посещения медицинских сайтов;
- непоколебимая убежденность в том, каким должно быть хорошее здоровье (свободным от всех симптомов).
Сеть и доступ к ней, а также набор мобильных электронных устройств (компьютеров, мобильных телефонов, электронных карточек) породили ряд синдромов. В 1990-х гг. в оборот вошел термин киберболезнь или цифровая морская болезнь - явление, при котором у человека появляется головокружение, дезориентация и тошнота при взаимодействии с определенными электронными устройствами. Позднее, по мере развития социальных сетей, сформировалось явление, названное фэйсбук–депрессией, - это ситуация, при которой человек впадает в депрессию от контактов в социальной сети либо, наоборот, от их отсутствия. В России данное расстройство могло бы называться ВКонтакте-депрессия. Исследования показывают, что чем больше времени молодые люди проводили в Facebook, тем хуже было их настроение и отношение в собственной жизни. Объяснение данного феномена состоит в том, что люди, как правило, выкладывают в социальные сети только те фотографии и новости о себе, которые выставляют их в выгодном свете. В результате создается впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщеннее.
Эффект Гугл – еще одно сомнительное явление, при котором человек уверен, что знания ему не нужны, так как любая информация доступна в Google. Мозг отказывается запоминать информацию независимо от воли человека, зная, что гораздо проще будет найти данные, чем их хранить. Несмотря на то, что человек может думать иначе, это не дает ему иммунитета от эффекта Гугл. Синдром фантомного звука – это еще одно расстройство, связанное с использованием мобильного телефона. Человек испытывает слуховые и моторные галлюцинации, когда ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего на самом деле не происходит [7].
Электронное кочевничество – новая форма идентичности личности, получившая распространение в связи с массовым использованием электронных инфраструктур и постоянной погруженности в них. Яковлева Е.Л. и др. отмечают, что основными атрибутами жизни электронного кочевника является Сеть и доступ к ней [6]. Мобильность электронных средств оказывает непосредственное влияние на образ жизни современного кочевника, в котором все оказывается подвижным и текучим. Под влиянием новой информации кочевник довольно легко отказывается от потребления привычных благ и переходит на новые, будучи гипермобильным. Электронный паркуризм – способность быстро перемещаться по сайтам и приложениям электронного устройства, решая вопросы рационального перемещения между открытыми информационными ресурсами, становится характерным свойством поведения современного кочевника.
Апогеем виртуальной жизни, в которой у человека может виртуальная любовь, дружба, религия, на наш взгляд, является цифровая загробная жизнь (англ. digitalafterlife) – совокупность сгруппированных определенным образом данных, накопленных за жизнь в Сети и передача этого наследия (архива) следующим поколениям. Приложения-планировщики позволяют человеку при жизни структурировать свои данные перед смертью, тем самым программируя их репрезентацию после смерти или даже моделируя собственного цифрового аватара; организовать действия, связанные с будущими похоронами; воспользоваться инструментами для составления завещаний (как вполне обыкновенного материального свойства, так и указывающих на желание передать по наследству онлайн-архивы); воспользоваться инструментами отложенного постинга (применяются, когда речь заходит о написании прощальных писем или постов в социальных сетях) [3].
Таким образом, необходимо признать, что с началом цифровой эры в жизнедеятельности человека, наряду с реальным миром, появился мир виртуальный, предлагающий человеку самые разнообразные формы общения и виды деятельности. Часть таких форм общения начинает приобретать патологический характер и граничит с болезненными состояниями и синдромами, другая часть явлений сопровождают виртуальную жизнь человека и трансформирует его поведение, мышление, образ жизни.Исследователям предстоит решить вопросы относительно того, каким образом нейтрализовать негативные стороны виртуализации жизни человека, как сохранить «живые» ценности человеческого общества.
Список литературы
1. Антипьев А.Г. Социальные проблемы информационной безопасности личности в современном обществе // Социальные коммуникации: новые смыслы, новые формы: материалы IV Всероссийского социологического конгресса. – М.: РОС, 2012. – С. 769-771.
2.Вербицкая Н.О. Ценностные трансформации в процессах непрерывного образования в условиях цифровой цивилизации / Н.О. Вербицкая, Б. До, А.А. Мазуркова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические технологии. 2018. Т. 10. № 2. С.44-50. DOI: 10.14529/ped180206
3. Мороз О. Священная триада – лайк, шер и репост – будет существовать всегда [Электронный ресурс] // URL:
http://cittel.ru/культуролог-оксана-мороз-священная (Дата обращения 01.04.2019).
4.Симакина М.А. Трансформация качества жизни в информационном обществе [Электронный ресурс]// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. № 3(11). URL: cyberleninka.ru/article/v/transformatsiya-kachestva-zhizni-v-informatsionnom-obschestve (Дата обращения 01.09.2019).
5. Сандомирский М. Новая социальная эпидемия: селфимания, экстремальные селфи и селфицид [Электронный ресурс]//Психопатология и аддиктивная медицина. 2015. № 1. С.3-17. URL:
http://psychotherapy.ruspsy.net/Andrey/ПиАМ2015-01/ПиАМ2015-01-02-Сандомирский1 (Дата обращения 01.09.2019).
6. Яковлева Е.Л. Концепция электронного кочевника: риски развития цифровой экономики / Е.Л. Яковлева, Н.С. Селиверстова, О.В. Григорьева // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т.11. № 4. С. 226-241. DOI:
http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.11.2017.4.226-2417. Facebook-депрессия и эффект Google. Восемь новых психических недугов из-за интернета и гаджетов [Электронный ресурс]// URL:
https://korrespondent.net/lifestyle/health/1615998-facebook-depressiya-i-effekt-google-vosem-novyh-psihicheskih-nedugov-iz-za-interneta-i-gadzhetov (Дата обращения 31.08.2019).