В последнее десятилетие игровые развлечения приобрели необычайную популярность. Особое положение среди них приобретают «трансформационные игры» («т-игры») - уникальный феномен наполнения досуга практиками самопознания и саморазвития в игровой форме. По мнению Танасьевой А.С., «появление такого инструмента, как т-игры дало возможность психологам отделиться от «тяжелой науки» и приглашать не в психотерапию, а на игру» [16, с.178]. Следует отметить, что трансформационные игры – это не только «территория» психологов. Они востребованы коучами, бизнес-тренерами, менторами, наставниками в самых различных областях и сферах деятельности. Актуальность феномена трансформационной игры не вызывает сомнений, и, в этой связи, особенно интересным является рассмотрение данного феномена в контексте теоретического осмысления явления и его практической востребованности в развитии взрослых людей.
По какой причине трансформационные игры стали так популярны и, судя по всему, пик их востребованности еще не пройден? Ю.Н. Харари предполагает, что самым важным навыком в XXI веке будет способность приспосабливаться к переменам, учиться новому и сохранять хладнокровие в незнакомых ситуациях. Он пишет: «Мы не в состоянии предвидеть конкретные детали, но единственное, что не вызывает сомнений, - это перемены. Столь глубокие изменения трансформируют саму структуру человеческой жизни, сделав отсутствие непрерывности ее главной характеристикой. Скорее всего, результатом станет сильнейший стресс. Перемены всегда неприятны, и, становясь старше, большинство людей не хотят меняться. Вас гораздо больше привлекает стабильность. Вы столько вложили в свои навыки, карьеру, личность и мировоззрение, что не желаете начинать все сначала. Чем упорнее вы трудились над созданием чего-либо, тем труднее от этого избавиться и освободить место для нового». [17, с. 358]
В XXI веке для того, чтобы идти в ногу со временем – не только в экономическом, но и в социальном плане, - люди должны быть способны постоянно учиться и перестраивать себя, по меньшей мере в таком юном возрасте, как 50 лет. Наиболее востребованными чертами в новом мире будут гибкость мышления и огромный запас эмоциональной стабильности.
Для дальнейшего обсуждения трансформационных игр нам необходимо обратиться к понятию амплификации. Термин «амплификация» (от лат. amplificatio – расширение, усиление, обогащение) – многозначный термин, используемый в различных областях – от риторики до теории управления. Понятие «амплификация психического развития» ввел в своих последних работах А.В. Запорожец. [1]
Амплификация психического развития – это всемерное использование потенциала возможностей психического развития личности на каждой возрастной стадии за счет совершенствования содержания, форм и методов воспитания.[7] В своих работах А.В. Запорожец писал об амплификации как обогащении психического развития ребенка-дошкольника, расширении его генетической перспективы – зоны ближайшего и более отдаленного развития средствами «специфически детских видов деятельности», таких как игры и сказки. [6] Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей, учитывая закономерности психического развития ребенка, понимание его интересов, особенностей мышления и эмоциональной жизни. Кудрявцев В.Т. справедливо указывает на то, что понятие «амплификация», позволяющее выявить, как снимаются исторические ограничения развития человека в онтогенетической перспективе, распространимо не только на дошкольный возраст, а предусматривает широкую панораму форм амплификации развития - от младенчества до старости.[8] Логичным является, на наш взгляд, предположение о том, что игровые форматы будут способствовать амплификации психического развития взрослых людей, однако, как отмечают И.В. Греков и А.С. Муравьева, «игровая терапия взрослых находится на периферии научных интересов, о чем свидетельствует недостаток специальных статей и монографий по этой теме».[2, с.33]
Понятие «трансформационная игра» пока не получило однозначного определения. Существует взгляд на трансформационную игру как на тренинг: трансформационная игра – это психологический тренинг, который происходит в игровой форме – в форме настольной игры. Это настольная игра, в которую могут играть от 2-х до 4-х человек (есть версии, в которых может играть один игрок). Игра длится не менее 5 часов, потому что это целостный процесс, который требует вдумчивого к себе отношения. Перед началом игры каждый игрок решает, с чем он будет работать в данной игре – формулирует свое индивидуальное намерение. Выбор и формулирование намерения – важный процесс, которому посвящается достаточно времени перед началом игры. Молоканова К. считает, трансформационные игры – это категория групповых, индивидуальных настольных или ролевых игр, которые ориентированы на работу с личными запросами участников. Например, на преодоление кризиса или сложной ситуации, нахождение оптимального решения проблемы, достижение определенных целей. [10] В концепции А.В. Деревянко трансформационные игры — современный коучинговый, психологический инструмент для самопознания, решения как личностных, так и бизнес-запросов.[4] И.В. Греков и А.С. Муравьева определяют трансформационную игру как новый тип игры, преимущественно настольной, характерной особенностью которого является интеграция игровых механик и психотехник, что позволяет дифференцировать трансформационные игры от других типов игр. [3] А.А. Кудрявцева и М.И. Фаерман предлагают называть трансформационной игрой «основанный на конкретной психологической концепции инструмент психотерапии, благодаря которому человек переориентирует свою психическую деятельность для улучшения различных аспектов жизни». [9, с.205-206]
Общими характеристиками для трансформационных игр, которые нам удалось сгруппировать, являются:
- направленность на нахождение оптимальных решений в преодолении личностных кризисов и сложных ситуаций, а также на достижение персональных целей участников;
- достижение результата в игре происходит через глубокую проработку и осознание участниками причин своей текущей ситуации, мотивов и сценариев своего поведения, личных психологических установок и убеждений, и их корректировок;
- проведение игры в атмосфере доверия и открытости со стороны игроков, в формате командной работы, в которой игроки дают друг другу обратную связь, помогают друг другу;
- важность роли ведущего, который в течение всей игры неотрывно следит за процессом, активно руководя игрой;
- ведение в процессе игры участниками записей, в которых отмечаются важные моменты – осознания, опыт, выводы – эти записи останутся и к ним можно будет вернуться в дальнейшем.
Е.Ю. Сморжаник делает акценты на двух важных аспектах трансформационной игры: возможность вывести в сознательную сферу подавляемые чувства; возможность выразить накопившиеся эмоции, сделав возможной спокойную работу с подавляемой частью личности. [14]
Повторим высказанную ранее мысль о том, что в современном обществе меняется роль игры, ее функции. Л.Р. Прокшина, глубоко исследуя генезис игры, делает вывод, что игра – это вид деятельности, воплощающий в себе отношение к окружающей, прежде всего, социальной, действительности, имеющий специфическое содержание и строение (предмет, мотивы и систему действий). [13, с.6] Представители разных наук видят в игре разные функции. В частности, социологи видят в игре инструмент понимания общественных отношений, рассматривают игру как одну из важнейших моделей функционирования бытия. Психологический подход рассматривает игру как деятельность, ведущую к гармоничному существованию субъекта в окружающем мире, раскрывающемуся через мотивации, чувства, представления, а также роль и ролевые ожидания. По мнению Л.Р. Прокшиной, игра помогает человеку не только приобретать определенный социальный опыт (нормы поведения и морали), но и решать определенные социальные проблемы.
Игра может выполнять множество функций:
- методологическая (инструмент поиска оптимальных решений);
- познавательная (обогащение новыми знаниями, умениями, навыками);
- развивающая (предоставление широкого спектра возможностей);
- гедонистическая (удовлетворение потребностей индивида);
- компенсаторная (компенсация за дефекты окружающего мира);
- коммуникативная (введение в контекст человеческих отношений);
- идентификационная (осуществление идентификации индивида);
- нормативная или социализирующая (освоение норм поведения);
- креативная (преобразование виртуального мира);
- символическая (формирование новой реальности).
Л.Р. Прокшина выделяет иерархию функций игры: традиционные, характерные для всех этапов развития общества (познавательная, коммуникативная, нормативная, развивающая, интегративная); нетрадиционные, характерные для современного общества (компенсаторная, гедонистическая, креативная). Для современного человека игра предоставляет возможность проиграть для себя поведенческие коды, совершить выбор, определить свою позицию, отношение к людям, миру в целом.
За счет чего происходит амплификация психического развития взрослых через трансформационные игры? Игра способна запустить изменения через глубокий, но в то же время легкий процесс моделирования новых стратегий мышления и поведения, являясь способом, который помогает не просто увидеть препятствия на пути к достижению цели, а прожить и преодолеть их. Посредством трансформационной игры предоставляется возможность за короткое время увидеть ресурсы, в безопасном пространстве попробовать новые модели действий, самые эффективные из которых применить в реальной жизни.
Эффект трансформационных игр заключается в том, что они позволяют участникам расставить акценты и сгруппировать все психоэмоциональные процессы в законченную конструкцию, а трансформации происходят за счёт погружения в расслабленное состояние, возвращения в детство, когда на первый план выходит творческое восприятие происходящего, а механизмы контроля и защиты снимаются. Таким образом, опыт, приобретенный в процессе трансформационной игры, легко и нетравматично встраивается в жизнь.
Список использованной литературы:
1.Венгер Л.А. А.В. Запорожец и его вклад в советскую психологию // Вопросы психологии. 1985. №4. С.121-125.
2.Греков И.В., Муравьева А.С. Феномен трансформационной игры // Человек. Искусство. Вселенная. 2022. №1. С.27-34.
3.Греков И.В., Муравьева А.С. Становление профессиональной помогающей игропрактики в России [Электронный ресурс] // Антология российской психотерапии и психологии. 2022. Выпуск 10. С.50-52. URL:
https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/antologiya-v10-06.2022.pdf#page=50 (Дата обращения 30.08.2023).
4.Деревянко А. Трансформационные игры [Электронный ресурс]// URL:
https://mbschool.ru/articles/transformatsionnyye-igry5.Диева А.А. Игротехника как метод трансформационного воздействия // Теории и проблемы политических исследований. 2018. Том 7. №1А. С.241-249.
6.Каратаева И.Б. Амплификация детского развития [Электронный ресурс]// URL:
http://www.io.nios.ru/articles2/89/10/amplifikaciya-detskogo-razvitiya (Дата обращения 31.08.2023).
7.Карпенко Л.А., Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. Т. 505.
8.Кудрявцев В.Т. Амплификация – источник и инструмент развития// Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. №1. С.4-5. DOI:
https://doi.org/10.17759/chp.2022180100.
9.Кудрявцева А.А., Фаерман М.И. Трансформационные игры как метод практической психологии // Российская наука: актуальные исследования и разработки. 2019. С.205-209.
10.Молоканова К. Трансформационные игры – что это такое, чем они полезны + подборка популярных игр [Электронный ресурс]// URL: klife.ru/samorazvitie/transformacionnye-igry (Дата обращения 30.08.2023).
11.Новикова М.Л. Применение трансформационной игры для самопрофилактики синдрома эмоционального выгорания у воспитателей детских образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2020. №1. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1120 (Дата обращения 30.08.23). DOI: 10.17805/trudy.2020.1.1
12.О трансформационных играх [Электронный ресурс] // URL:
https://clck.ru/35XCuJ (Дата обращения 30.08.2023).
13.Прокшина Л.Р. Роль игры в современном российском обществе: автореф… дис. кан. филос. наук. – Уфа: 2006. 20 с.
14.Сморжаник Е.Ю. Трансформационные игры как инструмент психолога [Электронный ресурс] // URL:
https://psy.su/feed/9995/ (Дата обращения 30.08.2023).
15.Суворова Е.В. Дневниковый метод исследования в игропрактике // StudNet. 2020. №11.
16.Танасьева А.С. Трансформационные психологические игры как новый метод работы в психологии // Актуальные вопросы современной науки и образования. 2022. С.177-179.
17.Харари Ю.Н. 21 урок для XXI века. – М.: Синдбад, 2020. 416 с.